Читайте в свежем номере газеты "Новгород" материал о проекте Новгородского отделения "ОПОРА РОССИИ".

Оживить историю российского бизнеса поможет Новгородский музей предпринимательства

Проект представили в ноябре в ходе Всемирной недели предпринимательства. А в начале декабря на площадке центра «Мой бизнес» в рамках форума предпринимателей «От малого к Великому» посетители могли наблюдать первую экспозицию будущего музея. О целях и перспективах проекта мы побеседовали с его инициатором Андреем Голощановым.

– Если окинуть многовековое прошлое современным взглядом, то история земель Новгородских издревле шла рука об руку с предпринимательством. Уже с XIV–XV веков прослеживаются определенные тенденции, появляются значимые личности. А конец XIX – начало XX века – и вовсе примечательная эпоха. Тогда на территории региона появились промышленные предприятия, надолго определившие курс его развития. И знакомясь с этими вехами, нетрудно понять, что история нашего предпринимательства значительно богаче и древнее, чем принято считать, – отмечает председатель Новгородского регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России» Андрей Голощанов.

Идея создания Новгородского музея предпринимательства, признается наш собеседник, родилась в ходе общения с коллегами из других регионов. В Москве тематический музей основан энтузиастами еще в 1992 году. В других регионах стремление популяризировать предпринимательство стало воплощаться в такой форме лишь недавно. В частности, свои наработки уже имеют Тамбов, Пенза, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и ряд других городов страны.
К сожалению, у нас единственная площадка, которая сегодня представляет эту грань истории, – Новгородский музей-заповедник. А становление и развитие предпринимательства проиллюстрировано в основном лишь ганзейской линией.

Очевидно, что подобного учреждения в нашем регионе просто не может не быть. Ведь древний Новгород долгое время был ключевым представителем Руси (а позже и России) в международной торговле с Европой, подчеркивает автор идеи. Знаменитый Готский двор, где, по сути, зародилось валютное регулирование, по праву можно считать прообразом современного торгового хаба – крупного узла существовавшей тогда сети. И проект Новгородского музея уникален тем, что в нем отразится не только местная история, но и становление российского предпринимательства вообще.
Эти страницы нашей истории требуют нового взгляда. Советский период обезличил предпринимательство: большая часть созданных до революции предприятий была национализирована, а торговля как вид деятельности обросла негативными клише. Новые слова «бизнес» и «предприниматель» вошли в лексикон уже постсоветского человека, однако шлейф негатива, кажется, сопровождает их по сей день.
– Одна из главных наших задач – раскрыть эти грани истории, поборов заблуждение о том, что российскому бизнесу всего несколько десятков лет. И, разумеется, изменить шаблонное восприятие предпринимателя, сложившееся в 90-е годы, – отмечает Андрей Голощанов.

Проект Новгородского музея предпринимательства всецело поддерживают в правительстве региона. Не так давно от министерства инвестиционной политики и губернатора области поступило предложение разместить будущий музей в доме купца Сметанина. Таким образом, учреждение, в отличие от музеев в других регионах, получит постоянную площадку. А это позволит претворить в жизнь и сопутствующие задачи. В частности – проложить через музей туристический маршрут, который сделал бы доступной историю российского бизнеса не только для новгородцев, но и гостей из других городов и стран.

– В этом случае учреждение стало бы своеобразной точкой притяжения, как, например, Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве, который, к слову, является нашим партнером, – сообщает Андрей Эдуардович.

Говоря о воплощении идеи, он признает, что вопрос наполнения стоит непросто. Так, средневековая эпоха отнюдь не изобилует материалами, которые можно было бы, что называется, «увидеть и потрогать». Но уже сегодня идет совместная работа с Новгородским музеем-заповедником и РАН. В распоряжении будущего музея предпринимательства достаточно данных и материалов последних ста лет. Хорошо прослеживается и дореволюционный период. К тому же, отмечает Андрей Голощанов, на работающих по сей день предприятиях есть экспонаты, которые было бы интересно показать широкой публике.

Вместе с тем, подчеркивает инициатор создания музея в регионе, в планах подать нескучный современный контент – легкий для восприятия и разносторонне насыщенный. Отдельные вехи истории будут представлены с использованием разных технологий, это позволит сделать площадку по-настоящему живой, интерактивной. К слову, в день проведения предпринимательского форума этот принцип уже применили на практике: советский период демонстрировался в виде кинохроники на дисплее, а дореволюционный был представлен на стендах именитыми купцами-промышленниками.

Ксения ПУГАЧ

Подробнее: https://gazetanovgorod.ru/gazety/gazeta-novgorod/2043..